Методология «5S» позволяет организовать рабочее пространство, складские помещения и другие места таким образом, чтобы свести к минимуму затраты времени и усилий при их эксплуатации. Основные результаты успешного внедрения данной системы включают улучшенное использование пространства, безопасность, видимость запасов, чистоту рабочего места и, как следствие, положительное настроение сотрудников!
Рабочее пространство
Рабочее место представляет собой не только стол и стул, но и пространство, в котором выполняются определенные функции и операции. Все элементы, участвующие в процессе работы, необходимо учитывать.
Непорядок создает преграды, ведя к неэффективности в управлении запасами и взаимодействию сотрудников.
Первый шаг — наведение порядка
Общие изменения и системные преобразования невозможны без начального шага – создания порядка.
1. Сортировка
Сортировка – это процесс удаления с рабочего места всех предметов, не относящихся к текущему производственному процессу.
Цель: Освобождение рабочего пространства от ненужных вещей для создания условий эффективного и наглядного производства.
Алгоритм сортировки
1. Каждому работнику назначены зоны ответственности.
- Разделите все предметы на те, что нужны (используются в работе) и на неиспользуемые.
- Отметьте неиспользуемые предметы ярлыками и разместите их в зоне карантина.
- Если предмет из карантина понадобился, он возвращается на рабочее место и ярлык удаляется.
- Предметы в карантине более 30 дней подлежат утилизации или продаже.
Критерии необходимости предметов
- Для всех предметов рабочей среды определены критерии необходимости, которые делятся на три категории:
Частота использования | Статус | Решение о хранении | |
Низкая | Не использовался за последний год | Ненужный |
Удалить |
Использовался лишь 1 раз за последние 3-12 месяцев | Хранить вне рабочей зоны на известном расстоянии | ||
Не используется в процессе | Удалить | ||
Средняя | Использовался 1 раз за 2-3 месяца | Нужный | Хранить в пределах рабочей зоны на среднем расстоянии |
Используется более 1 раза в месяц | |||
Высокая | Используется 1 раз в неделю | Нужный | Хранить близко к рабочей зоне или носить при себе |
Используется ежедневно | |||
Используется ежечасно |
2. Установление порядка
Цель: исключить любые проявления беспорядка в хранении материалов и вещей на рабочем месте.
Следует подготовить карту текущего расположения стеллажей и предметов, а также запланированного размещения. Укажите на карте местоположение стеллажей до и после изменений.
Критерии размещения предметов
Каждый объект должен иметь предназначенное место, которое должно соответствовать следующим критериям:
- Доступность (предмет должен быть легко взят и возвращен на место);
- Наглядность (видно, находится ли предмет на своем месте);
- Безопасность (предмет не должен мешать работе).
Для минимизации лишних перемещений место хранения должно располагаться как можно ближе к месту его использования.
Используйте визуальные метки для рабочего пространства. Границы стандартных зон хранения должны быть обозначены и по возможности подписаны.
Пример ДО:
Пример ПОСЛЕ:
Правило 30 секунд: любой предмет должен быть найден не более чем за 30 секунд.
Для фиксации мест хранения определенных материалов изготавливаются и размещаются цветные таблички с указанием наименования предмета и его количества на складе. Полезным инструментом контроля объема запасов станут красные и зеленые зоны – для минимального и максимального запаса. Таким образом, кладовщик, увидев материал в красной зоне, понимает, что необходимо пополнить запасы.
3. Поддержание чистоты
Поддержание чистоты подразумевает очистку оборудования и рабочих мест в достаточной степени для возможных осмотров.
Уборка должна включать поддержание идеального порядка и полной готовности ко всем производственным задачам.
Преимущества внедрения 5S
Пример ДО:
Пример ПОСЛЕ:
4. Стандартизация
Цель: Фиксация достигнутых результатов и предотвращение возвращения к прежнему состоянию, когда рабочие места постепенно приходят в хаос.
Основная сложность при внедрении 5S заключается в столкновении со старыми привычками сотрудников. Эти устоявшиеся стереотипы необходимо разрушить, чтобы организовать работу по-новому. Эффективным методом может стать использование фотографий рабочих мест до и после применения новых правил. Такие изображения побуждают сотрудников поддерживать порядок.
Стандартизация включает разработку контрольного листа, который перечисляет задачи первых трех шагов системы «5S», понятный и используемый каждым работником.
Сотрудники обязаны применять контрольные листы, брать на себя ответственность, ставя подпись, в то время как руководство должно проверять выполнение стандартов.
Результатом станет проверка внедрения системы.
5. Совершенствование
Этот период системы обозначает, что внедрение новых стандартов стало привычкой, и, следовательно, система функционирует. Этап нельзя воспринимать как технику – необходимо создавать условия для постоянного улучшения всех процессов.
Заключение
5S – это не просто наклеивание ярлыков, организация папок и поддержание чистоты. Данная система обладает большой силой для вовлечения всех сотрудников в процесс непрерывного совершенствования, так как люди не противятся своим собственным идеям. Задействованный сотрудник, доверяя изменениям, легче воспринимает и другие современные технологии и инструменты, которые уже внедряются в систему управления.